Создание храма и его история до 1917 года

История храма неразрывно и разносторонне связана с бывшим Клиническим городком медицинского факультета Московской Академии на Девичьем поле. Отсюда и пошло название храма - во имя Михаила Архистратига в клиниках или на Девичьем поле. Церкви, по стародавней традиции, являются частью богоугодных заведений, к которым относятся и клиники.

Храм Михаила Архистратига ровесник Клинического городка. Комплекс торжественно заложили 22 сентября 1887 года, а освятили после завершения строительства в 1897 году. Участники прошедшего в этом же году XII Международного съезда врачей отмечали уникальность городка — и самих медицинских учреждений и высокий уровень их оснащенности.

В эти годы в клиниках городка трудились такие выдающиеся российские ученые-медики, как Н.В. Склифосовский, И.М. Сеченов, В.П. Сербский, Ф.Н. Иноземцев, В.Ф. Снегирев, Н.В. Филатов, Ф.Ф. Эрисман и многие другие. Медицинский факультет выпускал до половины врачей страны.

Большие возможности открылись не только заботами государства, но и, в значительной степени, благодаря необычайно щедрым и разносторонним пожертвованиям московского купечества, которое дарило землю, деньги и материалы на строительство, оборудование и на содержание больных. Имена А.А., В.А. и Т.С. Морозовых, Е.В. Пасхаловой, В.А. Алексеевой, М.А. Хлудова, Г.Г. Солодовникова, П.Г. Шелапутина и других навсегда вошли в историю Клинического городка.

Благотворительность или милосердие — одна из важнейших христианских добродетелей. Господь Бог наш Иисус Христос заповедал: "Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут" /Мф. гл. 5; 7/. Русский историк В.О. Ключевский отмечал, что еще со времен древней Руси "милостыня была дополнительным актом церковного богослужения, практическим требованием правила, что вера без дел мертва". Все облагодетельствованные: ученые, врачи, обслуживающий персонал, больные на излечении, обучающиеся студенты — становились как бы молитвенными ходатаями о дающих или о почивших их близких. Благотворительность становилась делом заботы о страждущих, подготовки врачей, создавала условия для развития знаний как опоры благочестия.

Нашелся благодетель и при возведении храма. Ранее поставленной среди Клинического городка часовни в честь святого Димитрия Прилуцкого было недостаточно. Нужен был вместительный храм, рассчитанный на широкий круг молящихся. На сей раз, жертвователем стал заслуженный профессор, руководитель кафедры акушерства и женских болезней, Александр Матвеевич Макеев. Он был глубоко верующим человеком и вошел в историю отечественной медицины.

6 октября 1893 года профессор А.М. Макеев подал прошение о принятии университетом от него пожертвования в 100000 рублей на строительство храма и дома с двумя квартирами для причта. Попечители университета и Московского учебного округа и министр Народного Просвещения поддержали благородное начинание. К прошению прилагался за подписью архитектора М.И. Никифорова проект храма на 650 молящихся и дома для причта.

Выбор архитектора не случаен. Архитектор придворного ведомства Михаил Илларионович Никифоров (1837 — после 1897 г.) вел строительство акушерского корпуса клиник по проекту архитектора К.М. Быковского. Профессор A.M. Макеев постоянно вникал в ход его строительства и оборудование своей клиники и, разумеется, был знаком с М.И. Никифоровым. Причастность к проекту храма архитектора А.Ф. Мейснера, который тоже участвовал в руководстве строительными работами в Клиническом городке, не нашла своего подтверждения в проектной и сдаточной документации. Автор проекта сам сдавал готовый к освящению храм.

14 марта 1834 года Московская Духовная консистория и Строительное отделение губернского правления нашли "этот проект в техническом отношении составленным правильно и постройка по нему может быть допущена". 7 мая 1894 года благородное пожертвование и проект храма одобрил государь император Александр III.

На возведение и отделку храма выделяли 80000 рублей, и 20000 рублей на возведение юго-западнее его дома для причта. Храму отводили по общему проекту Клинического городка архитектора К.М. Быковского свободную от застройки северную оконечность его территории.

По замыслу архитектора М.И. Никифорова "церковь проектирована в стиле московских церквей XVII века, план ее крестообразный по примеру старинных церквей, о пяти главах с небольшой колокольней". За образец подражания им была выбрана "подобная же ей старинная церковь Спаса Преображения, что в Каретном ряду", т.е. снесенная позже церковь Спаса на Песках 1642 года. Но это только отправная точка, за основу взята композиция храма: мотив двойной арки с гирькой главного входа. А шатровые главы могли быть навеяны изящным завершением церкви Рождества Богородицы в Путинках и даже собором Соловецкого монастыря. Автор проекта умело использовал и, переосмыслив, совместил прекрасные образцы древнего храмового зодчества середины XVII века.

Торжественная закладка церкви во имя Архистратига Михаила произошла 17 июля 1894 года после молебного пения с водосвятием, совершенных местным благочинным отцом протоиерем Димитрием Некрасовым с духовенством из ближайшей церкви преподобного Саввы Освященного при хоре певчих. На закладке храма присутствовали: исполняющий должность попечителя университета Я. И. Вейнберг, храмоздатель A.M. Макеев, профессора университета и приглашенные им лица.

Храм поставили на свободной от застройки северной оконечности Клинического городка при пересечении Клинической (ныне улица Еланского) и Погодинской.

улиц с Малым Воздвиженским переулком (ныне 2-й Труженников переулок). Благодаря своей композиции с пятью высокими шатровыми главами храм занял главенствующее положение в окружающей городской застройке. Символично соседство церкви с клиническими корпусами, где заботились о материнстве и рождении детей, объединив заботу о здравии с духовной поддержкой и восприемностью.

Храм возвели на высоком белокаменном цоколе. С двух сторон к церкви пристроили широкие крыльца, которые, вместе с примыкающей шатровой колокольней с одним ярусом звона, придали ему в плане крестообразную форму. Использование угловых лопаток с рядами крупных ширинок, разнообразных по формам оконных обрамлений и наличников, многорядного карниза, рядов кокошников в основаниях шатровых глав позволили создать гармоничный по своей архитектуре храм и подчеркнуть связь с национальными традициями.

Снаружи стены тонко обмазали многорядный карниз раствором и окрасили белой масляной краской, а выше произвели окраску по кирпичу с учетом зрительного восприятия всего строения. Луковичной формы главки и металлические кресты вызолотили. Под алтарем в подклете устроили печи духового отопления. Внутри стены и своды храма также были выровнены тонкой затиркой и окрашены в бледно-охристый цвет. Из практических соображений в тот же тон, но масляной краской, окрасили низ стен. Такой тон выбран не случайно; нужно было смягчить контраст с темным деревом иконостасов и киотов. Полы выстелили плитами тарусского мрамора.

Роспись церкви отличалась скромностью. В куполе центральной большой главы масляными красками был написан образ Бога Саваофа со Святым Духом в виде голубя на фоне облаков, в конце апсиды — образ Спасителя нашего Господа Иисуса Христа на обрусе. На сводах диаконника и жертвенника изобразили по херувиму. В основании барабана центральной главы в обрамлении написали: "Господи да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь". Ниже на парусах были выписаны образы святых Евангелистов, а в основаниях сводов под боковыми главами по частям написали Господню молитву "Отче наш".

Три резных иконостаса, исполненных из дуба, установили в одну линию, связав их в промежутках подобными по стилистике киотами. Столбики на уровне первого яруса были выполнены из венгерского клена, что обогащало цветовую гамму стены иконостасов и киотов. Некоторые современники отмечали применение темного мореного дуба. Такие темные иконостасы характерны для того времени.

Перед дубовым престолом во имя святого Михаила Архангела стоял двухъярусный иконостас с двумя чинами икон. Боковые однотипные одноярусные иконостасы вначале не имели царских врат - приделы не упомянуты ни храмоздателем, ни архитектором в проектной документации.

В середине иконостаса, перед сосудохранилищем, был образ святого Николая чудотворца, а правее - об­раз святой великомученицы Екатерины. Храмовая икона святого Михаила Архангела помещалась в киоте у правого клироса, в киоте у левого клироса была икона святого благоверного князя Александра Невского. Все иконы на уровне первых ярусов иконостасов были написаны на досках по золотому фону с просечками. Выше установленные иконы были исполнены на холстах. Два киота стояли у столпов вблизи главного входа в храм. Столь сдержанное и даже скромное, но благочестивое убранство церкви соответствовало ее архитектуре и представлениям о красоте храма конца XIX столетия. Светлая окраска стен и сводов, невысокая стена иконостасов, наличие трех ярусов окон создавали настроение торжественности и праздничности. Для освещения по поперечной оси храма подвесили три бронзовых паникадила: одно на 24 свечи и два по 18 свечей. Церковь обогревали две печи духового отопления.

20 мая 1895 года, во время строительных работ, в Правление императорского университета поступило новое заявление о пожертвовании двух свидетельств - по 1000 рублей каждое, государственной 4-процентной ренты по завещанию умершей в начале того года старшей повивальной бабки акушерской клиники Елизаветы Васильевны Соловьевой "для употребления процентов на свечи, масло и другие церковные нужды и поминовение". Душеприказчиками выступили известный нам заслуженный профессор A.M. Макеев и трудившийся с ним в этой клинике доктор медицины Николай Иванович Побединский, который с 1913 года займет должность А.М. Макеева.

Уже 3 марта 1897 года после молебна, совершенного духовенством церкви преподобного Саввы Освященного, состоялось освящение и поднятие всех восьми колоколов. Самый большой из них весил 111 пудов 15 фунтов, а общий вес колоколов превышал 178 пудов.

Все заботы о строительстве и украшении храма взял на себя А.М. Макеев, включая оплату счетов, согласования с университетским начальством, закупки всего необходимого для церкви. Серебряная вызолоченная богослужебная утварь, большая серебряная лампада для храмовой иконы, бронзовые подсвечники, лампады, хоругви с живописными изображениями он заказал московскому мастеру О.Ф. Курмокову. Современники особенно восхищались оправленными в золоченное серебро с финифтяными образкам двумя напрестольными Евангелиями и бархатной плащаницей с серебряным шитьем и живописным изображением тела Христова.

18 августа 1897 года архитектор Московского университета, автор проекта Клинического городка академик К.М. Быковский и советник правления университета инженер А.Н. Демососов, в присутствии строителя церкви архитектора М.И. Никифорова, храмоздателя А.М. Макеева, благочинного Пречистенского сорока протоиерея Димитрия Некрасова и определенного к этой церкви священника Петра Померанцева осмотрели выстроенную церковь. Они отметили хорошее качество материалов, тщательность исполнения в полном соответствии проекту и засвидетельствовали, что "к совершению освящения церкви и начатию богослужения со стороны технической препятствий не находится". Храм был принят в собственность университета с утверждением содержания за счет государственной казны священника, псаломщика и сторожа, кроме того, предусматривались отчисления на содержание церкви и дома для причта. Все имущество храма, включая облачения для причта, по отдельной описи А.М. Макеев передал настоятелю церкви.

"Московские церковные ведомости" (1897, № 45) и газета "Московские ведомости" (1897, № 303) поместили пространные сообщения о торжественном освящении нового храма во имя святого Архистратига Михаила. Событие примечательное для Москвы во времена понижения внимания к православной церкви со стороны интеллигенции и студенчества. Освящение храма совершил 2 ноября 1897 года преосвященный Тихон, епископ Можайский, управляющий делами Московской епархии.

В сослужении были: благочинный Пречистенского сорока отец протоиерей Д.П. Некрасов, настоятель университетской церкви святой великомученицы Татьяны протоиерей Н.Е. Елионский, священник церкви святого Симеона столпника на Тверской отец М.Д. Успенский, местный причт в сослужении Синодального хора Чудова монастыря. После освящения святого престола и алтаря, преосвященный Тихон с духовенством совершил литургию. Вместо причастного стиха хор пропел "Обновляйся, новый Иерусалиме". Настоятель храма отец Петр Померанцев произнес проповедь.

На торжества были приглашены: попечитель Московского учебного округа Н.П. Боголепов, помощник попечителя В.Д. Исаенков, управляющий канцелярией Московского генерал-губернатора гофмейстер Двора В.К. Истомин, ректор Московского императорского университета П.А. Некрасов, помощник ректора действительный статский советник профессор Н.А. Зверев, деканы факультетов профессора В.Ф. Снегирев, Н.В. Бугаев, И.Т. Тарасов, B.C. Богословский, И.И. Нейдиенг и другие, а также врачи, студенты медицинского факультета и молящиеся.

По окончании литургии настоятель храма отец Петр Померанцев зачитал отношение попечителя Московского учебного округа на имя ректора университета: "Государь император по всеподданнейшему докладу министра Народного Просвещения в 11 день минувшего октября всемилостивейше соизволил на объявление заслуженному профессору Московского университета Макееву высочайшей благодарности за сделанное им щедрое пожертвование на сооружение церкви во имя святого Архистратига Михаила при университетских клиниках и личные его труды по сооружению означенной церкви". Затем последовало провозглашение многолетия, и особое многолетие было возглашено храмоздателю. Преосвященный Тихон выразил свою благодарность профессору — благодетелю A.M. Макееву.

Под колокольный звон приглашенные проследовали на банкет, устроенный храмоздателем в здании Фармакологического отделения. Были зачитаны благодарственные послания и телеграммы от Московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, от товарища министра Народного Просвещения, от бывшего попечителя Московского учебного округа и сенатора графа П.А. Капниста, оказывавшего содействие A.M. Макееву в 1893—1894 годы, от городского главы князя В.М. Голицына, от Фармакологического института Юрьевского университета (ныне г. Тарту) и других.

Профессор A.M. Макеев произнес глубоко прочувствованную речь, содержание которой полезно знать и следующим поколениям:

"Радостное религиозное торжество нынешнего дня побуждает меня высказать те доводы, по которым я приступил к сооружению святого храма.

Храм этот служит выражением моей посильной благодарности Господу Богу и месту моему и моего брата образования, нашей дорогой almaes matzis, которой мы посвятили все лучшие силы нашей жизни.

Церковь, построенная во имя святого Архистратига Михаила, свидетельствует о той искренней дружбе, которая существовала между нами, братьями, и я решился запечатлеть эту дружбу на земле сооружением святого храма.

Позволю присоединить мое сердечное пожелание: пусть взоры нашего учащегося юношества будут обращены не к одному храму науки, но и к другому храму, который просвещает весь смысл жизни человека". Далее храмоздатель счел нравственным долгом высказать глубокую благодарность архитектору М.И. Никифорову, "который так талантливо выполнил задачу клинического храма и внес всестороннее усердие для счастливого его окончания".

Даритель был столь скромен, что от подачи прошения 1893 года о принятии от него подношения до этой речи писал и говорил только о цели возведения храма, о благодарности своей, о пользе для юношества и ничего о себе.

Присутствующие благодарили храмоздателя, восхищались архитектурой и внутренней отделкой храма. Неоднократно прозвучали слова о том, что среди новых храмов Москвы, возведенных в формах традиционного русского храмового зодчества, эта постройка может быть причислена к лучшим в столице.

Не обошлось без благодеяния при строительстве дома для причта юго-западнее колокольни. От первоначального проекта одноэтажного дома отказались, и по новому проекту 1895 года архитектора М.И. Никифорова к 1898 году возвели на том же месте двухэтажный дом с каменным первым этажом. В нем устроили квартиры для причта и богадельню для десяти престарелых и одиноких повивальных бабок и обслуживающего персонала акушерской клиники.

Прихожанами церкви стали профессора, врачи, обслуживающий персонал, больные, находившиеся на излечении в Клиническом городке, и жители прилегающих улиц: ремесленники, рабочие, торговцы и чиновники.

Отчисляемые из казны деньги на содержание храма в 1899 году употребили на его ремонт. Тогда храм окрасили за два раза белой масляной краской снаружи и внутри, прописав живописные изображения и надписи. Одновременно с ходом ремонтных работ настоятель церкви отец Петр Померанцев обратился в Московскую Духовную консисторию с прошением об увековечивании памяти храмоздателя А.М. Макеева соответствующей надписью на внутренней западной стене вблизи главного входа в храм: "Храмъ сей во имя святаго Архистратига Михаила сооружен на средства заслуженного ординарнаго профессора Императорскаго Московскаго Университета Александра Матвеевича Макеева и освящен 2 ноября 1897 года". Согласие было получено 2 ноября 1899 года, и надпись выполнили в скромном обра­млении. Небольшой ремонт и промывку иконостасов пришлось провести в 1903 году.

В начале октября 1911 года было принято решение об устройстве двух боковых приделов в честь святого благоверного князя Александра Невского и северного во имя святой великомученицы Екатерины. Посвящение храма связано с памятью и поминовением брата храмоздателя Михаила, а желание устроить придел во имя святого благоверного князя Александра Невского явно определилось молитвенным состоянием самого Александра Матвеевича Макеева, хотя нами не выявлены такие материалы. По его прошению в Московскую Духовную консисторию 1911 года северный придел посвящался в честь святой великомученицы Екатерины в поминовение недавно умершей его сестры Екатерины Матвеевны.

В начале октября опять-таки на пожертвования A.M. Макеева приступили к окраске храма снаружи и внутри с возобновлением росписей и надписей. По центрам боковых иконостасов установили новые царские врата, престолы. Иконостасы и иконы прочистили. Освящение обновленного храма и южного придела во имя святого благоверного князя Александра Невского и литургию совершили в начале декабря 1911 года настоятель храма отец протоиерей Павел Виноградов с двумя священниками из ближайших приходов в присутствии благочинного Пречистенского сорока. Придворный диакон Прилуцкий провозгласил многолетие. В 20-х числах декабря состоялось освящение северного придела в память святой великомученицы Екатерины. Заботливым храмоздателем были пожертвованы ценная церковная утварь и новые облачения для причта храма.

Причт храма был награжден памятными медалями в честь празднования 300-летия царствования Дома Романовых в 1913 году.

Вскоре после начала Первой Мировой войны на территории Клинического городка развернули госпиталь, и церковь приняла живое участие в утешении находившихся на излечении воинов. 21 июня 1916 года Преосвященный Феофан, епископ Волоколамский и управляющий Московской епархией наградил настоятеля храма отца Павла Виноградова правом ношения скуфии "за труды по удовлетворению религиозно-нравственных нужд воинов, находящихся на излечении в Клиническом госпитале".

 

Расписание занятий в воскресной школе

1. «Воскресная школа»:

Воскресенье с 10.00 до 14.00

2. «Малышок» (от 1,5 от 3-х лет):

Четверг с 10.30 до 12.00

3. «Рождество» (с 3-х до 6-ти лет):

Вторник, четверг с 17.00 до 19.00

4. «Сударушка» (от 10-ти до 16-ти лет):

Понедельник, среда с 17.00 до 19.00

5. Актерское мастерство:

 

Фотогалерея

  • Крещение Господне

ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ

Дорогие братья и сестры!

Для родителей, желающих покрестить своих детей, восприемников этих детей, а также взрослых, желающих принять Таинство Крещения, в нашем храме проводятся Огласительные беседы.

Необходимо посетить не менее двух Огласительных бесед.

Встреча духовенства с лицами, проходящими оглашение:

в субботу в 14.00

в воскресенье в 13.00

Таинство Соборования

Дорогие братья и сестры!

В нашем храме, в течение Великого поста,

(7, 14, 21, 28 марта, и 4 апреля)

по вторникам, по окончании вечернего богослужения, (примерно в 17.00),

для всех нуждающихся будет совершаться

Таинство Елеосвящения (Соборование)

Телефон для справок: 8 (499) 248-20-33

Подписка на новости храма